Судьба человека и жизненный сценарий

Судьба человека и жизненный сценарий
Многие задумываются о том, почему их судьба складывается определенным образом. Некоторые задачи удается решить. Какие-то начинания оказываются провальными. Наблюдательные люди замечают, что у них не всегда получается противостоять судьбе. Что-то изменить в своей жизни удается с большим трудом. Они жалуются, что всё понимают, хотят измениться, но у них ничего не выходит. В чем-то они правы. Во многих пословицах и поговорках говорится о том, что характер человека складывается к пятилетнему возрасту. В этот период составляется план жизни. Его можно назвать программой или сценарием.


Что такое жизненный сценарий? Мы сами составляем его для себя. Жизненный план составляется неосознанно. Его не напишешь на бумаге. Очередность пунктов сложно соблюсти. Для каждой задачи свое время. Значимость пунктов в плане тоже различна. С уверенностью можно утверждать, что в раннем детстве на жизненный план существенно влияют родители. Как родители создают этот план? Они воспитывают ребенка, прививают ему различные навыки, обучают необходимым приемам, читают сказки, отвечают на вопросы. Из всего этого рождается модель будущего поведения ребенка. Можно сказать, что это намётки судьбы. Часто взрослый человек пытается сопротивляться тем или иным поворотам судьбы. У него есть свободный выбор. Он может выбрать любую тактику и стратегию. Но он выбирает именно то поведение, которое соответствует его сценарию.

Больше всего времени ребёнок находится рядом с матерью. Его жизнеобеспечение напрямую связано с ней. Неудивительно, что именно она создает начальную структуру его жизненного плана. В каких-то случаях она одобряет поведение ребенка, в некоторых ситуациях игнорирует его реакцию. Ребёнок жаждет одобрения матери. Часто ему не обязательно следить за внешними проявлениями этого одобрения. Он чувствует его интуитивно. В это время определяется стиль, в котором будет написан сценарий: напористый, агрессивный, мягкий, юмористический, минорный.

К шести годам маленький человек успевает побывать в основных ситуациях, которые могут ждать его в жизни. Это модели его поведения. Он уже столкнулся с проявлениями агрессии сверстников, струсил или дал им достойный отпор. Ребенок узнал о симпатии, обзавелся друзьями. Он попробовал добыть желаемую игрушку: обменять, отобрать, попросить. Маленький человек занимался творчеством. Он проявил упорство в достижении целей. Ему знаком страх и способы преодоления его. Он плачет из-за неудачи или ищет способ справиться с ней. Малыш проявляет изобретательность. Взрослый человек без труда может угадать в ребёнке будущего карьериста или защитника справедливости, старательного исполнителя или инициативного работника.

Первыми авторами жизненного плана человека являются его родители. Многие, делая замечание своему ребёнку, не думают о том, что оно может стать девизом всей его жизни. Психотерапевты, когда к ним обращаются за помощь пациенты, расспрашивают их о родителях. Специалисты выясняют, что говорили родители о жизни своим детям.

Ребёнку кажется, что взрослые всё знают и умеют. На собственный опыт он ещё не может положиться. Он лишь знает, что должен делать то, что делают его родители. Ребёнок в это время максимально открыт для любой информации. Каждое утверждение родителей для него очень важно. Он пытается строить свою систему ценностей. И строит он её из утверждений родителей. Указания могут носить не прямой характер. Используются даже высказывания родителей о фильмах, музыке, покупках. В ход идут и цветовые предпочтения, и этические нормы. Из всего этого ребенок верстает жизненный план. Постоянно повторяемые указания взрослых становятся программой для ребёнка. Ребёнок подчиняется родителям. Он ищет их одобрения. Это всё является условиями его выживания. Жизненный план не обязательно выглядит инструкцией из некоторого количества пунктов. Он может быть системой убеждений. Этого плана человек придерживается всю жизнь. Исключением бывают форс-мажорные ситуации. Тогда система ценностей и жизненный план изменяются. Но потрясение должно быть такой силы, что человек откажется от прежнего плана. Может ли человек самостоятельно отказаться от структурирующего влияния родителей и составить новый план, руководствуясь своим жизненным опытом или с помощью психотерапевта? К таким изменениям люди идут годами. Освобождение от родительского программирования требует значительного времени. Надежды, что со смертью родителей исчезнет и программа, составленная ими, безосновательны. Часто результат бывает противоположным. «Заклятие» становится ещё прочнее.

Казалось бы, планировать свою жизнь должен зрелый человек. На самом деле этим занимается ребенок. Все люди принимают решения, но часто случается, что действуют вопреки им. Часто взрослые люди не понимают, отчего у них не ладится бизнес или карьера. Им кажется, что они всё делают правильно, но отчего-то их постигают неудачи. Они склонны винить судьбу. На самом деле они выбрали судьбу в детстве. И всю жизнь они неосознанно пытаются вернуться на выбранный путь. Кто-то закончил экономический факультет, потому что профессия показалась престижной. Он любил фотографировать, но профессия, связанная с фотографией, казалась ему несерьезной. Вот и не складывается у человека с карьерой экономиста. Зато ему удалось быстро освоить дизайнерскую программу.

Родители выступают в роли менеджеров в строительном супермаркете. Они предлагают ребёнку разные варианты и материалы для строительства его судьбы, составляют смету. Ребёнок может принять эту смету, а может отказаться от неё. Программирование состоится только в том случае, если ребенок согласится с ним. Это происходит не в один день. Когда процесс программирования завершен, ребенок может сказать, что будет таким, как мама. Это может означать, что он постарается скопировать её модель поведения. Дочь решит выйти замуж, как мать, к двадцати годам и родить двух детей. Возможно, девочку привлечет карьера матери, и она станет учителем или парикмахером. Сын может сказать, что станет таким, как папа. Это может означать, что он выберет карьеру военного в положительном сценарии. В негативном сценарии это может означать, что сын будет убит, как отец, на войне.

Как происходит программирование ребенка? Сильнее всего на ребенка воздействуют запреты. Взрослые ограничивают поведение ребенка. Наиболее часто повторяемое слово — «нельзя». Нельзя идти гулять, пока не сделаны уроки. Нельзя бросаться хлебными шариками. Нельзя ходить без шапки. Нельзя оставлять беспорядок в комнате. Запреты дисциплинируют, но они ограничивают свободу, а значит, затрудняют адаптацию. Разрешения, которые озвучивают родители, помогают осуществить позитивную настройку. Например, ребенку разрешают посещать спортивную секцию или завести собаку. Он может и не заниматься спортом. В этой ситуации главное — это возможность, свобода выбора.

Разрешение не является лицензией на вседозволенность. Речь идет о разрешении строить свою жизнь. Жить — это значит изменяться. Несомненно, ребенок подражает родителям, но, кроме отца и матери, в мире существует много людей, характер и поступки которых можно взять за образец. Родители дают разрешение ребенку самому выбирать, каким ему стать. Это касается и возможности выбирать друзей, а в дальнейшем и спутника жизни по своим лекалам, справляться с задачами. На последнее тоже нужно разрешение. Ребенка поощряют за инициативу, не ограничивают возможность поиска, помогают.

Случается, человека с правильными чертами лица считают непривлекательным. Напротив, человека, внешность которого далека от идеала, признают красавцем. Наверняка в этом случае родители разрешили своему ребенку быть красивым, и он считает себя таковым. Если ребенку с детских лет внушать, что толку из него не выйдет, так и произойдёт. Он вырастет неуверенным в своих силах человеком. Успешными становятся те, кого родители поддерживали в начинаниях. Успешность и привлекательность также бывают «записаны» в жизненный план.
 
Теги жизненный сценарий судьба