Первый раз в школу, вуз. Трудности адаптации.

Первый раз в школу, вуз. Трудности адаптации.

Первый звонок для первоклассников и первокурсников отзвенел уже несколько недель назад. Но приспособиться к неизведанной школьной и студенческой жизни дети пока не успели: адаптация будет продолжаться как минимум полгода. Насколько она будет успешной, во многом зависит от родителей. Им придется перестроить отношения с детьми, которые вдруг стали взрослыми.

Среднестатистический возраст первоклассника — 7 лет — в психологии принято называть «кризисом саморегуляции». Впервые переступив порог учебного класса, вчерашний дошкольник сталкивается с четкими и жесткими правилами. Конечно, малыш уже знает, что «можно» и чего «нельзя». Но так много правил в его жизни еще не было. И он должен добросовестно их выполнять — как папа и мама на работе. А значит, он уже взрослый, и его мнение нужно уважать.


В детство дороги нет

От того, как родители сумеют удовлетворить эту потребность малыша в уважении к нему в семье, зависит дальнейшее формирование личности ребенка. Проблема в том, что мамы и папы воспринимают свое чадо, как раньше. Они не успели свыкнуться с мыслью, что малыш стал школьником, начал путь, который приведет его к самостоятельности, подарит друзей, первую любовь, первые проблемы в общении и трудности выбора. Назад в детство дороги нет.

Первоклассник взрослеет с каждым днем. Его чувства обострены до крайности, он может стать плаксивым, сентиментальным, демонстративно наивным. Такие изменения — естественны, они не должны раздражать родителей. Чтобы идти с маленьким школьником по жизни нога в ногу и не терять взаимопонимания, взрослым нужно изменять взаимоотношения с ним так же динамично, как он изменяет себя по мере взросления.


Папа должен забыть прежнее правило: «когда говорит отец — дети молчат и слушают». Важно, чтобы вся семья проявляла уважение к мнению первоклассника, если ему захотелось его высказать. Малыш учится быть самостоятельным, и именно реакция самых близких — поощрение либо подавление — сформирует стиль его взаимоотношений с социумом. Семилетний ребенок остро реагирует на замечания в свой адрес, на критику и, особенно на невнимание к своей персоне.


Взрослым сложно изменить свое поведение, они опасаются, что чадо станет неуправляемым, если не пресечь его капризы. Но бояться не стоит. Важно оказать школьнику поддержку в первые полгода его учебы. Позже можно возвратиться к привычному стилю воспитания, но семь лет — это возраст, когда ребенку очень важно проявлять инициативу. И взрослым ее нужно поощрять, чтобы стимулировать развитие интеллекта и эмоциональной сферы маленького человека.


Наказание за проступки в это кризисное время приведет лишь к тому, что у инициативного ребенка появится чувство вины. Результатом станет подавленная, пассивная, испуганная личность. В семь — девять лет формируется самооценка. Учеба в школе расширяет список факторов, влияющих на оценку себя. Но уважать себя в полной мере малыш научится лишь в том случае, если в кругу семьи его окружат заботой, вниманием и любовью.


Для маленького человека очень важно, как его воспринимают окружающие. Почаще хвалите своего малыша! В норме к новым правилам, укладу жизни, окружению, соперничеству ребенок адаптируется за полгода. Сложности будут непременно, но они закончатся, если родители справятся с задачей — научатся уважать в ребенке личность, позволят ему проявлять инициативу.


Если же зимние каникулы закончились, а первоклассник по-прежнему капризен, собирается в школу со слезами, причины нужно искать в семье. Многие дети боятся остаться без мамы. С таким поведением обычно сталкиваются родители, которые не водили детей в детсад, пытаясь оградить их от жизненных сложностей. В этом случае можно смело говорить о материнской гиперопеке.

Что делать? Отрывать ребенка от мамы, и не только на время уроков, а и дома — он должен научиться быть самостоятельным. Малыш, которому внушили, что мир небезопасен, становится недоверчивым, чувствует себя беззащитным, если рядом нет мамы.

Такие дети страдают расстройствами сна, что негативно сказывается на успеваемости в школе. 

Проявите к ним снисходительность, не критикуйте — поддержите.


Если единственный ребенок просит завести дома котика, собачку, кролика или хомячка — не отказывайте ему. Малышу хочется иметь друга, которому он сможет доверить свои тайны, желания и страхи. Домашний любимец сделает его не одиноким. Забота о животном заложит чувство ответственности, что благотворно отразится на формировании личности. 


Ребенок — зеркало семьи. Если родители ссорятся, либо ребенок растет в неполной семье, это непременно скажется на его поведении. Ищите золотую середину. Не получается — обратитесь к психологу.


Синдром «пустого гнезда»

Вчерашний школьник, ставший студентом, по сути, сталкивается с теми же проблемами, что и первоклассник. Теперь он, а не папа с мамой, несет ответственность за свои поступки и выбор. Родители первокурсника переживают внутренний конфликт между необходимостью отпустить подростка в вольное плавание и стремлением руководить, держать его жизнь под контролем, чтобы он, не дай бог, не совершил ничего такого, что негативно отразится на его судьбе. 

Недоверие родителей к ребенку, который чувствует себя абсолютно взрослым, порождает у него агрессию и негативизм. Если студент учится в другом городе — адаптация проходит особенно сложно. В чужом городе у первокурсника нет друзей и родственников. А его родители сталкиваются с проблемой «пустого гнезда». Им приходится осознать, что последние 17 лет они жили жизнью ребенка. К мысли, что птенец оперился, научился летать и выпорхнул из родного гнезда в мир, где ему придется создать свою семью, привыкнуть трудно. Но так устроена жизнь, и это нужно принять.

Какие аргументы помогут родителям в такой ситуации? Во-первых, вы должны напомнить себе, что сделали все возможное, чтобы воспитать достойного человека. Во-вторых, каждый человек имеет право на ошибки. И ошибки должны быть собственные. Личность становится зрелой, когда приобретает жизненный опыт, а его можно получить, только совершая поступки. И ошибок

здесь не избежать. В-третьих, студент — это взрослый человек, способный жить самостоятельно. Ребенок больше не ребенок. Ему трудно, но чрезмерная опека сделает его жизнь еще сложнее. Не нужно проецировать на него свои тревоги, страхи, не стоит бесконечно повторять «не пей», «не кури», особенно если для опасений нет повода. Такие фразы могут заложить программу в подсознание молодого человека — и он станет пить и курить в знак протеста, назло всем, даже если это в ущерб себе.


Не забывайте, что первокурсник еще не лишился типичных подростковых проблем, главная из которых — неуверенность в себе. Он излишне самокритичен к своим способностям, внешности, одежде. Недовольство выливается в эмоциональные бури. Чувства могут выйти из-под контроля. Такой душевный фон проявляется в социальных фобиях: ребенок избегает общества, что мешает адаптироваться к новой среде. Незначительная трудность может показаться ему непосильной. А ведь именно в этом нежном возрасте особенно часто возникают мысли о суициде. Взрослым в этот момент важно превратиться из поучающего родителя во всепонимающего друга. 

Первокурсник знакомится с новыми людьми, выбирает друзей. И боится потерять старых — школьных. Став студентами, бывшие одноклассники отдаляются друг от друга. Многие страдают от одиночества: новые друзья еще не стали близкими, а близкие, школьные, заняты своими проблемами.

Те, кто еще в школе встретил первую любовь, страдают, терзаются сомнениями, боятся, что их отношения не выдержат испытания временем. Родители же твердят, что «жениться рано», и это усугубляет страдания. Важно оказать поддержку. Первая любовь в жизни вашего ребенка — это сильные, взрослые чувства. Без вашей поддержки они могут не выдержать испытания жизнью. Не подливайте масла в огонь. Позвольте событиям идти своим чередом, даже если считаете, что вы правы. Ваш ребенок имеет право на собственные ошибки. Именно они, а не вы, его научат.


Студенту хочется красиво одеваться, посещать дискотеки, клубы, выставки, покупать книги и музыкальные диски. Финансирование берет на себя семья. Аппетиты у молодых людей растут, чего нельзя сказать о родительской зарплате. Как поступить? Стоит ли потакать желаниям детей или же пора умерить щедрость?

Вчерашний школьник еще не работал, он пока не знает, что такое первая зарплата и только догадывается, за что ее дают. Но первый курс — это как раз, то время, когда молодежи нужно прививать ответственное отношение к деньгам. Можно посоветовать родителям учредить «зарплату студента».


В первые месяцы учебы разумнее давать ребенку денег столько, сколько он просит, конечно, уточнив, на что он их потратит. Попробуйте продержаться в таком режиме три месяца, а затем подсчитайте, сколько финансов было выдано студенту. Подумайте, посоветуйтесь, приемлема ли такая сумма для семейного бюджета. Если она оказалась больше, чем вы можете себе позволить, определите другую — комфортную. Сообщите ребенку, что такого-то числа каждого месяца он будет получать на руки именно столько денег: не больше, не меньше. Если ему этого не хватит на месяц, он может одолжить у вас еще, но с расчетом, что в следующем месяце получит меньше.

Не сомневайтесь, через полгода студент научится контролировать финансовый приход и расход, станет экономнее. Если он изъявит желание подработать, одобрите его решение, но понаблюдайте, не будет ли это вредить учебе. Люди, столкнувшиеся в юности с трудностями, добиваются большего успеха, чем те, кто взрослел под неусыпной опекой родителей.

Папы и мамы, любите своих детей и уважайте их право на свободу. Дети, любите своих родителей и уважайте их право на собственное мнение. Прощайте и поддерживайте друг друга, ищите точки взаимопонимания, ведь ближе и роднее семьи — нет никого.

Теги адаптация первый раз в школу первый раз в вуз. трудности адаптации