Конфликт: причины, виды и профилактика

Конфликт: причины, виды и профилактика
Конфликт по определению психологов - это временное явление межличностных и групповых отношений. Любой конфликт представляет собой проявление некоего противоборства. Целью конфликта является желание одержать победу в споре, защитить или продвинуть свою идею, высказать мнение, показать или доказать принцип, оправдать поступок или личность. С точки же зрения отношений между личностями во время конфликта происходит разрушение этих отношений, а также обнаружение и решение разных противоречий.

Конфликтовать никто не любит, но все равно конфликты происходят постоянно и где угодно. Много людей озабочены тем, как жить и работать не конфликтуя. Чтобы этому научиться, следует знать о возможных причинах возникновения конфликтов.

На причины возникновения конфликтов влияет довольно много факторов: плохое настроение или самочувствие, давние и недавние обиды, семейные обстоятельства, социально-экономическая ситуация в стране. И это лишь малая их часть.

Наверное все замечали, что в дурном настроении люди намного чаще позволяют себе повысить голос, меняют интонацию, допускают грубые и даже порой некорректные выражения. Все это как по отдельности так в совокупности и может стать началом конфликта. Как показывает опыт и практика, конфликтологи и психологи не стараются перечислять причины, выделяя в них предпосылки развития конфликта, а просто разделяют их на несколько групп: личностные, объективные, организационно-уравленческие, социально-психологические.

Поговорим подробнее о каждой группе.

Личностные причины
- это чисто индивидуальные особенности характера или психотипа человека, например, холерики чаще остальных психотипов являются провокаторами конфликтных ситуаций; социальная неадаптированность; не всегда адекватная оценка личностных или профессиональных качеств и возможностей. Следствием этих причин в основном являются бытовые конфликты.

Объективные причины - столкновение интересов очень разных людей, как говорится "нашла коса на камень", неумение решать противоречия, незнание необходимых процедур разрешений противоречий.

Организационно-управленческие причины  - Их следствием являются рабочие конфликты по причине неэффективной организации работы, грубые ошибки в общении, сосуществовании руководителей и подчиненных (нарушение субординации, какие-то текущие ошибки в процессе работы), несоответствие человека занимаемому месту, должности (непрофессионализм).

Социально-психологические причины провоцируют конфликты тогда, когда, например, имеет место банальная несбалансированность исполняемых ролей, будь то неправильная оценка результатов работы или когда начальник ведет общение с подчиненным в довольно пренебрежительном тоне, хотя по возрасту, профессионализму, личностным качествам и другим критериям развития ничем его не лучше.

Психологи и конфликтологи делят конфликты на несколько видов: конфликты выбора, конфликты приоритетов, фактические конфликты.

Конфликты выбора назревают тогда, когда его стороны не могут прийти к единому решению проблемы относительно каких-то действий.

Примеры: всяческие разногласия в семье относительно методов воспитания детей, распределения обязанностей; разногласия в бизнесе при выборе делового партнера, подрядчика, инвестора.

Фактические конфликты - самые простые в плане их решения и наиболее частые в плане возникновения. Обычно причина спора в таких конфликтах это какой-то предмет - бизнес, жилье, любое имущество. Для получения объективного суждения в отношении предмета спора или, так сказать, "взгляда со стороны" конфликтующие часто обращаются к третьему лицу. В самых простых случаях спорщики могут обратиться, скажем, к старшему авторитетному члену семьи или другу семьи, на работе в роли третьего лица выступает более опытный коллега или начальник. Если решения конфликта на таком уровне достичь не удалось, то тогда в качестве третьего лица выступает суд.


Конфликты приоритетов случаются тогда, когда перед его сторонами поставлен какой-то непростой вопрос, выбор, например, семья или карьера, семья или бизнес, жена или теща и прочие. Определение первоочередных задач и их решение в таких конфликтах всегда дается непросто и именно они могут послужить первопричинами даже для разрыва семейных или деловых отношений.


Как не допустить возникновения конфликта?

Психологи считают, что секрет бесконфликтного общения в обществе, семье, на работе состоит в обязательной профилактике и умении их правильно и быстро разрешать.


Профилактические приемы избежания конфликтов:

1. Поддержание позитивных эмоций

Если стало заметно, что коллега, член семьи, собеседник затевает ссору (находится на взводе), можно попытаться свести общение в шутливый тон (рассказать смешной случай, анекдот) или поделиться положительными эмоциями, авось после этого напряжение спадет, желания ссориться поубавится или совсем пропадет.

2. Согласие

Если человек долго, рьяно и упорно доказывает свою правоту, можно попробовать с ним согласиться, даже если его правота под большим вопросом. Высказать свое несогласие с той или иной точкой зрения лучше позже, когда пройдет накал страстей и человек успокоится.

3. Исключение возможностей социальной дискриминации

Например, в компании или на работе, не совсем корректно щеголять терминами из высшей математики, астрофизики или цитатами малоизвестных философов перед менее образованным человеком.

4. Исключение возможности несправедливой оценки заслуг и почестей

Часто случается, что некоторые люди могут почувствовать себя обделенным вниманием и почестями, им может казаться, а может так быть и на самом деле, что их не ценят, что львиную долю какой-то работы сделали они, а этот факт так и остался незамеченным. Такого человека обязательно надо похвалить, поблагодарить за его заслуги, а можно даже ради благой цели и немного преуменьшить свое участие в этом деле.

5. Практическая эмпатия

Когда конфликтная ситуация только назревает, хорошо попробовать представить себя на месте другой стороны. Вполне возможно, что такой прием позволит посмотреть на ситуацию глазами оппонента, вызовет к нему чувство сострадания и таким образом исчезнут все претензии, а желание ссориться сойдет на нет.

6. Уйти от спора

В некоторых случаях конфликтологи советуют уходить от конфликтов в буквальном смысле, и именно для того, чтобы человек имел время и возможность остыть, подумать, проанализировать сказанное и свои действия. В спокойном состоянии к человеку возвращается трезвость мышления и понимание своей возможной неправоты.

Получается, что умение разрешать конфликты и избегать их сводится, в основном, к способности находить компромиссы и идти друг другу на уступки.